Лескин Жук пишет:
цитата: |
Вообще пару раз мне встречались подобные сюжеты, когда стариков изгоняли из деревни. В каком-то японском фильме и у Олдей что-то было подобное. Так что в существование такого мира верю. |
|
Вот тут ошибка: изгоняли-то стариков в архаичном слаборазвитом обществе, в котором главный вопрос - наличие еды не то что в достаточном количестве, а хотя бы в минимальном, чтобы не сдохнуть с голоду. В таком обществе, действительно, могут изгонять непригодных для работы и деторождения, потому ч о речь идет о примитивном выживании социума на ближайшем отрезке времени. Но если количество еды хотя бы чуть-чуть превышает этот критический минимум, то такая традиция уже не наблюдается, потому что опыт стариков слишком ценен, чтобы им разбрасываться, если есть хоть малейшая возможность их прокормить, а кроме того, на них переходят заботы о детях и теи самым снимаются с молодых и более работоспособных.
Более того, если человек будет ждать, что в ближайшие годы его не ждет ничего хорошего, что чуть ли не завтра его могут отправить "в утиль", то работоспособность такого человека будет весьма низкой, как бы он сам ни старался подтвердить свою нужность: без воодушевления много не наработаешь, это доказано многократно в истории. Например, крайней экономической невыгодностью труда рабов, если от них требуется хоть мало-мальски квалифицированная или просто внимательная работа.
Кроме того, нет гарантии, что человек вообще не сорвется в психоз, не совершит каких-нибудь резких деструктивных поступков (от самоубийства до массового убийства всех встреченных прохожих - возьму, дескать, с собой на тот свет)... На самом деле такие эксцессы должны быть довольно типичны, что вызовет в обществе постоянную напряженность и ожидание чего угодно в любой момент от простого встречного.
Есть намек на всесилие фармакологии в этом мире... Что ж, такой способ контроля возможен, но 1)обойдется куда дороже и будет куда хлопотней содержания стариков, 2)сам по себе снизит эффективность труда - угнетенная фармакологическим контролем психика будет негибкой. О творчестве, изобретательстве, научно-техническом прогрессе можно забыть. Как ни крути, результате получаем, что эффективность общественного труда в показанном обществе должна быть недопустимо низкой, общество просто не обладает необходимой выживаемостью в экономическом смысле.
Да и в социальном тоже.
На самом деле, стоит задуматься: почему все современные развитые страны обладают налаженной пенсионной системой, позволяющей пожилым людям гарантированно иметь достойную жизнь? Это не из-за избытка альтруизма. Это
выгодно. Имея перед собой перспективу спокойной обеспеченной старости, человек будет прикладывать все мыслимые усилия, чтобы таковая перспектива воплотилась, и в самом наилучшем варианте. ну а кто не прикладывал усилий - те получат по минимуму... Даже если общество хромает на все ноги и не может обеспечить такой надежной системы, оно хотя бы что-то делает по мере возможности, при этом стараясь пользоваться тем, что можно получить от трудового опыта пожилых...
Ну а если не справляется с их обеспечением - просто бросает их на произвол судьбы, как это часто случается в нашей стране. Это совсем ничего не стоит и никого как бы ни к чему не обязывает, и репрессивный аппарат не нужен, и вся эта громадная система, как в этом рассказе...
Короче, мир совершенно непродуманный, недостоверный. Похоже, целиком притянут за уши... или вытянут за уши из-под кустов, где стоял в качестве рояля
- и всё ради финальной сцены.
Финал неожиданный - это его достоинство.
Финал такой же недостоверный, как весь остальной рассказ - этим его достоинство убивается.
Вот почему этот вариант недостоверен.
Поскольку вариант отсутствия выбора налагает на государственную власть поистине непомерную моральную отвественность - он должен со сташной силой давить на совесть и госчиновников, и сотрудников репрессивного аппарата, превращать их в настоящих моральных чудовищ. Что прямо скажется (резко отрицательным образом) на надежности их работы и работы всей системы в целом. ГУЛАГовская система была не так тотально страшна, а и то недолго протянула, при этом там ведь сохранялось множество отдушин всякого рода - не помогло. Гитлеровское государство, породившее концлагеря, просуществовало ещё меньше, хотя черпало устойчивость в том, что подавляющего большинства жителей все зверства просто никак не касались, они касались лишь "чужих". Всё равно: чудовищность деяний власти порождала один заговор против Гитлера за другим.
Этот же монстр-мутант, не описанный (видимо, потому что недодуман) автором, но совершенно неизбежно наличествующий, исходя из заданных посылок, не только не проживет долго, а и не родится вообще: простите, автор, летальная мутация...